О городе...

    «Калісьці тут на берагах возера існавалі два розных народы, якія ўвесь час ваявалі паміж сабою. Ад гэтых пастаянных сутычак мясцовасць зусім абязлюдзела. 3астаўшыеся ў жывых дамовіліся абмерыць свае ўладанні, выкапаць мяжу ад возера да Заходняй Дзвіны. Ад слова мерыць, адмерыць утварылася назва пракапанай канавы - Мерыца, а паселішча, дзе пачынаецца рэчка-мяжа, атрымала назву Мёры. Ёсць згадка аб тым, што людзі жылі тут доўгі час абшчынай, якая называтася мір, вось і пайшла назва Міры.»

    Действительно, в исторических источниках сохранилась такое название как Миры. Имеет место и легенда о загадочном князе Меру, его жене Мерицы. Но и в легендах и у учёных нет однозначного мнения о происхождении названия Миор. Так, по мнению профессора В.Жучкевича название райцентра Мёры патронимического происхождения от фамилии Маер, Меер, Маеров и с трансформацией эта фамилия превратилась название Мёры. Есть мнение учёных связанная с происхождения Миор от названия племени - Меря. Р. Авчинникова связывает название города от финно-угорского гидронимического форманта  JARVI (озеро). Есть сведенья связывающие происхождение города с князьями Мирскими, с их родами история поселения связана с 16 в. Мы склоны более к гипотезе. Р. Авчинниковой. Миоры расположены по берегу красивого озера. Археологическая разведка клуба "Арганаўты мінулага". находки каменного топора, скребков и резцов из кремня подтверждают о существовании здесь человека уже в 3 тысячелетии до Р.Х..

    Миоры, Мёры, Міёры, Міры, Меры город расположенный на берегу Миорского озера. Впервые упоминается в 1514 как усадьба "Мерея" в Браславском повете ВКЛ. В переписи ВКЛ в 1567 упоминается как усадьба "Мёры",которая принадлежала Р.Мирскому. В 1612 году имение Миры упоминается в завещании Януша Дмитриевича Путяты - маршала Браславского повета. В нем сказано:

    «похоронить его здесь на поле, около его детей и на этом месте построить каплицу».

    В 1621 пан Мирский построил здесь церковь(таково было желание Настасии Марской, записанное в её завещании) В 1633 году Мёры принадлежат Алене Рыле, каторая в 1640 году вместе со своим мужем Крыштафам продают своё владение Себастьяну Мирскому – браславскому земскому судье . С 1644 в Миорах был православный монастырь. Из источника на старобелорусском языке:

    "Раней я пабудаваў і заснаваў некалькі цэркваў і манастыроў у гонар і славу Гасподню, а зараз раблю фундуш на манастыр у маёнтку маім Мірах у Браслаўскім павеце".

    Для укрепления положения монахов Себестьян дарит валоку земли из своего владения и кроме того, усадьбу Лещиловичи в Полоцком воеводстве. У его есть так же желание чтобы при монастыре была и школа, где б могли учится дети. В пожертвовании так же сказано , что церковь и монастырь должны быть на вечное пользование православной церкви а того кто нарушит его волю он проклинает. До XXв. В церкви оставался один колокол, который утонул, когда его перевозили на другой берег озера. На нём был дарственная надпись, герб и буквы СМСЗ - Севасцьян Мірскі судцзя земскі, высота его 1 аршина. Симеон Полоцкийв 1680 г. пожертвовал в пользу монастыря часть денег.

    Воля Севасцьяна Мирского была нарушена его сыном. Вот что было записано в жалобе игумена а.Иова Малочки от 2 января 1691 года:

    "Пратэставалі супраць дзеянняў пана Міхаіла Мірскага, мечніка браслаўскага, ксяндза Стэфана Дамбкоўскага, плебана Друйскага, быўшых у адной змове, што абое яны з вялікім натоўпам людзей, узброенных рознай баявой зброяй, у тьм ліку зараджанымі стрэльбамі і пісталетамі 20 снежня 1690 года напалі спачатку на манастыр у Мёрах, у якім здзейснілі розныя бясчынствы і гвалты, а менавіта ўсіх манахаў і прыслугу звязалі, білі і ругалі, а затым амаль распранутых выгналі з манастыра. Разламалі дзверы ў царкве і, ўварваўшыся туды, разрабавалі яе дашчэнту, захапіўшы ў свае рукі золата, серабро і ўсе дары добрых людзей, у тым ліку і багатыя ахвяраванні заснавальніка манастыра С.Мірскага."

    С этого времени манастырь и церковь была униатской, а в конце XVIII в. всё это принадлежит католикам. Об этих драматичных событиях в Мёрах упаминается в письме русского царя Петра I королю Речи Поспалитой Августу II:" 25 год назад прыпісаны да Кутеінскага манастыра Мёрскі манастыр гвалтоўна адняты ў вунію і на плябанію аддадзены, а манахі ўсе выгнаны прэч". В 1691 построен костёл, просуществовал до 1862, когда в Миора наблюдался среди шляхты антиправительственное настраение, пение в костёле запрещенного гимна. Это было одной из причин закрытия костёла. Оставалась работать только каплица.

    В отряде Дмаховского во время восстания 1863 года боролись и представители из Миор. С целью расширения русификации края, как и по всей Беларуси в 1866 году в Мёрах открыто народное училище. Учителями назначались выходцы с России. В 1877-1878 учебном году здесь занимались 32 ученика, через 10 лет – 29.

    В 18 в. было 5 усадьб с названием "Мёры", которые принадлежали Мирским, Перасвет-Солтанам, Беликовичам, Клотам, Зеновичам, Пуцятам. После 2-го раздела Речи Посполитой (1793) Мёры оказались в Российской империи. Местечко, центр волости Дисненского повета Менскай, с 1842 Виленской губернии. В 1886 в Мёрах 110 жителей, волостное правление, С корчмы, проводились 2 кирмашы (базары) за год. Сохранились записи о базарах в Мёрах в 1870 году:

    "...3 далёкіх мясцін сяляне прыязджаюць у Мёры напярэдадні дня кірмашу (8 верасня), болын бліжнія ў самы дзень кірмашу. На лузе, перад вёскай, ставяць павозкі і коняў. Іржанне і тупат коней, спевы жабракоў, гоман, шум, усё зліваецца ў адзін базарны гул. У вёсцы на вуліцы, стаяць па адзін бок прыезджыя стараверы з яблыкамі, пернікамі, булкамі; прадаюцца таксаматут крыжыкі, абразы, ...Па другі бок зёскі сядзяць жабракі, спяваюць болыпай часткай рэлігійныя песні і літаніі. На цвінтары касцёла тоўпяцца багамольцы, адны з іх асабліва жанчыны - шляхцянкі паўзуць на каленках вакол касцёла, другія спяшаюцца ў касцёл паслухаць аргана... Ад касцёла ўсе адпраўляюцца да сваіх фурманак, абедаць... Потым закупляюць усё неабходнае і вяртаюцца дахаты, дзецям прывозяць яблыкаў або абаранкаў. Адносна матэрыялу праданага на кірмашы, то ён мяняецца ў залежнасці ад пары года, з другога боку - ад мясцовага багацця і вытворчасці".


    В 1903 в Мёрах 135 жителей(60 мужчин, 75 женщин), еврейское училище, церковно-приходская школа. В 1907 построен костёл Спачыну Найсьв. Панны Марыі. С 1922 Миоры в составе Польши, местечко, центр Дисненского повета Виленского воеводства. В 1927 в Миорах 422 жителей, 2 мельницы, аптека, 5 лавок до 1931 работала спичечная фабрика.

    С 1939 Миоры часть БССР. 15.1.1940 центр Миорского района Вилейской области.
    С мая 1940 выходит районная газета "Балынавіцкая трыбуна". Во Время второй Мировой Войны район оккупирован с 3 июля 1941 немецкими фашистами, которые убили в Миорах 662 человек. Город освобождён 4.7.1944. С 1944 в Полоцкой, с 1954 в Молодеченской, с 1960 в Витебской областях. С 7 августа 1957 городской посёлок. 1,9 тыс. жителей в 1959, 5,7 тыс. жителей. 1970. В 1972 году присвоено звание города (7.8.1972). В городе 3 средних школы, школа искусства, спортивная детско-юношеская школа, 3 дошкольные учреждения, Миорский историко-этнографический музей. Братская могила советских военным и партизанам. Памятник Освобождения, Курган Славы (в 2001 году снесён). Памятник архитектуры — костёл (нач. 20 ст.).

    Миоры всегда были небольшим поселением, где застройка в основном представлялась одноэтажными деревянными домами усадебного типа. Каменных строений было мало; сосредоточены они в районе торговой площади и прилегающих к ней улиц. Старые каменные строения, за небольшим исключением, почти все погибли за время войны.

    Расположение Миор у вытянутого и неширокого озера определило его планировку, в которой основные улицы трассированы вдоль водоема, совпадая с направлением дороги Браслав - Полоцк. Другие, более короткие, поперечные улицы совпадают с направлением дорог на Друю и Верхнедвинск. Эти улицы в своем большинстве упираются в берег озера. Образовалась геометрически правильная система планировки с прямоугольными кварталами, обычными для регулярной планировки конца XVIII - первой половины XIX в.

    Наиболее колоритным местом поселения является территория между ул. Кирова и дорогой через дамбу в сторону Глубокого. Это — и наиболее живописный уголок Миор: он омывается водами озера, хорошо озеленен, виден с набережной и южных окрестностей города. Небольшой полуостров с зеленым массивом, а также расположенный вблизи костел с группой сопутствующих построек (ныне относятся к больничному комплексу) делают этот район запоминающимся, характерным историческим местом Миор.

    Хорошо сохранилась старая планировочная сеть улиц, которая положена в основу нового центра, получив дальнейшее развитие в соответствии с современными социальными требованиями и нормативами.

    На месте разрушенного квартала между улицами Дзержинского и Кирова создана новая площадь с монументом В. И. Ленину и районным Домом культуры. Площадь, занявшая центральное место в плане города, получила широкое раскрытие в сторону озера. Вблизи от нее растет новая застройка по улицам Коммунистической, Октябрьской, Дзержинского. Это — здания: бывшего райкома(теперь ЗАГС и Управление Сельского Хозяйства) и райисполкома(ныне Белгострах, налоговая инспекция, социальная защита и отдел образования), гостиницы, универмага, кинотеатра, дома быта, жилые дома и проч. Вырисовывается другой, более крупный современный масштаб застройки Миор, при этом сохраняется заповедный уголок старой части поселения на берегу озера.